Превью Civilization V в журнале «Лучшие компьютерные игры»

Все знают, что такое «Цивилизация». Все привыкли к ней, как привыкают к заслуженному прадедушке-генералу, мирно бормочущему о чем-то своем на кресле-качалке. Со стороны кажется, будто рядом с нами живет огромный динозавр, могучий, но однозначно проигрывающий прогрессу. Динозавры не так просты! Они способны отрастить крылья, новые клыки и кое-что такое чего еще никто никогда не видел.

В прицеле человек

Пошаговые стратегии — вещь консервативная, как и любое устоявшееся общество. Пятая «Цивилизация» по-прежнему рассказывает о развитии от неграмотных племен до империй с космическими станциями на орбите. Наша страна расползается по планете муравейниками городов, приспосабливает земля под собственные нужды, торгует с чужестранцами, усмиряет бунты, воюет.

Проблемы тут лишь одна: четвертая часть была дьявольски хороша! Давно уже воплощено сбалансированное сочетание различных систем: военной, экономической, научной, культурной. Если чего-то не хватало, многочисленные дополнения предлагали новый вклад, будь то дипломатия или особое внимание к историческим личностям.

Может быть, Сид Мейер просто добавит побольше наук, героев, армий? Нет, ни в коем случае! Civilization V отказывается от привычных решений, предлагает свежие взгляды на игровые механизмы, меняет устоявшиеся принципы — иначе говоря, чинит то, что не сломано.

Мы утверждаем, что все перемены не случайны, а подчинены осознанной цели.

Пусть Firaxis Games не объясняет четко замысел своего проекта, мы уверены: новая игра создается ради удобного и доступного сетевого режима. Предыдущая часть была изначально запрограммирована с расчетом на мультиплеер, но сейчас сражения через интернет трудно назвать массовыми. Обидно: только человек станет по-настоящему достойным противником!

Причина недостаточной популярности пошаговых стратегий ни для кого не секрет. Партии слишком затягиваются по нынешним временам, когда и час боя кажется почти вечностью. Этот фактор вгоняет весь жанр в депрессивное подполье. Да есть ли вообще достойный выход из ситуации?! Сид Мейер считает, что да.

Война как способ общения

Название Panzer General в графе «похожие игры» — не шутка, не наше временное помешательство. Автор смелого сравнения — Джон Шэйфер, главный дизайнер новой «Цивилизации». Изменения в боевой системе выглядят настолько невероятными, что им сначала просто не поверили. В корзину отправлены ключевые принципы, остающиеся неизменными уже 19 лет!

Теперь поле боя делится на шестиугольники вместо привычных клеток. Удивительно: когда во второй части появились ромбы, которые, по сути, те же квадраты, это привело к громкому возмущению. Нынешнее изменение сильнее стократ. Что это означает? Возможности для локальной тактики станут намного богаче: например, теперь реально окружить врага. Кроме того, исчезнет геометрическое несоответствие, когда «один шаг» означал разные расстояния в зависимости от того, двигался ли отряд горизонтально (вертикально) или по диагонали.

Второе изменение тесно связано с первым: теперь в одной ячейке помещается только один отряд! Никаких суперсоединений в одной клетке, укрепившихся на каком-нибудь холме, — пришло время длинной линии фронта. С оглядкой на масштабы такое решение выглядит нереалистично. Но мотивы проектировщиков легко понять: в сумме получился классический wargame, многократно опробованный в стратегиях. Вспомним также, что при хороших условиях артиллерия способна стрелять через клетку.

На заметку: из леса пушки стрелять не могут. Если же батарея стоит на холме, противнику придется плохо.

Сразу же увеличивается ценность бомбардировщиков, способных внести на узком участке фронта необходимый перевес в исход боя. Впрочем, всегда есть опасность поймать на хвост истребитель, который просто патрулирует территорию. В таких условиях проще и ветерана сберечь, чтобы ударить потом в критической точке.

В сумме, можно не сомневаться: новые правила привлекут многих специалистов по wargame, которые явно не захотят бороться исключительно с компьютером.

Мир — это просто

Шестиугольники не решают проблему затяжных партий. Главная причина больших пауз — значительное число войск, так что логично думать об изменениях с этой стороны. Вопреки ожиданиям, отряды не объединяются в армии. Неужели ограничений нет? Еще как есть! Появились экономические рычаги: чтобы снарядить новобранца, нужны определенные ресурсы, причем их объем конечен. Нет лошадей в округе — всадников не снарядите! Даже если вы найдете нужный табун, то не сможете штамповать кавалерию массово: лошадиное поголовье совсем не бесконечно.

Такая система — явный прицел на повышение качества отрядов в ущерб их количеству. Это не только уменьшит общее число отрядов, но и предотвратит быстрые победы за счет одной ключевой технологии. Первый изобретатель пороха получит преимущество над соседями, но не станет повелителем мира! Есть, конечно, у описанного подхода и недостатки. Карты в «Цивилизации» генерируются каждый раз заново, и от прихоти генератора случайных чисел может зависеть многое. Одна неточность в работе программиста — и победы будут определяться стартовой расстановкой.

Для преодоления проблем с ресурсами есть и другой механизм: небольшие страны, они же города-государства. Фактически это NPC, компьютерные игроки, не претендующие на мировое господство, но способные успешно торговать. Именно они за приемлемое вознаграждение помогут со стратегическими ресурсами. Заметим, что это не просто «торговые лавки», а причина для войны! Реальна ситуация, когда две империи сталкиваются ради союза с небольшим, но гордым княжеством. В таких условиях и колониальные войны получают новый смысл. В реальной истории нечто подобное произошло с Нидерландами, которые вечно были причиной раздора для Англии, Франции, Испании. Территория маленькая, а проблемы большие!

О том, чего нет

Большое количество отрядов — не единственная причина долгих ходов. Сразу несколько «мирных» систем на себя внимание игроков. Решение было принято резкое: религии в Civilization V не будет! Непопулярный ход, нужно сказать — игроки уже привыкли к интересному механизму влияния, появившемуся относительно недавно. Впрочем, идентичность всех религий сильно бьет по фантазии геймдизайнера. Слишком осторожным нужно быть, чтобы не обидеть никого и нигде.

К тому же странно, что «религия» и «культура» оказались суть разными понятиями, слабо связанными между собой. Именно из-за дублирования «культура» стала чем-то вроде территориальных претензий, что со стороны выглядит как минимум странно. Вполне логично ждать слияния двух систем. Это, конечно, упростит игру, но такой шаг попросту необходим. В конце концов, развитие «культурных» принципов давно напрашивалось.

Это факт: культура будет распространяться на соседние территории не во все стороны сразу, а постепенно, по одной ячейке. Сначала наше влияние проникнет вдоль рек, на равнинах, а только потом «культурными» станут ближайшие леса.

По неподтвержденным данным, не будет и обмена науками. Такой шаг действительно логичен: тактика круговой научной торговли всех со всеми слишком эффективна еще с первой «Цивилизации»! Эту вакханалию стоит остановить хотя бы из соображений баланса. На освободившееся место нам предлагают совместную научную работу над новыми технологиями. Обратите внимание: еще один механизм для объединения игроков, причем с явным расчетом на живых людей по обе стороны стола переговоров.

Попытка номер пять

В последние годы разработчики не только клепали дополнения, но и вели любопытные эксперименты, более или менее связанные с интернетом. В 2008 году вышел «обезжиренный» вариант игры для консолей под названием Civilization Revolution.

Завсегдатаям серии «Революция» показалась простоватой, даже примитивной. Зато у игры появились новые поклонники, а средние оценки западной прессы зашкалили за 85%. Главное — разработчики добились активных сетевых баталий, хотя эффект не оказался особенно долгоиграющим: сейчас, в 2010 году, популярность критически упала. Геймдизайнерам, пусть даже заплатив глубиной деталей, удалось снизить время партии до пары часов, что вполне приемлемо. Чтобы повысить вариативность, пришлось непропорционально усилить особенности различных наций, и это дало результат: сетевой режим оказался популярным.

Летом нас ждет еще более неожиданный проект: бесплатная Civilization Network для социальной сети Facebook. Там-то об одиночном режиме речь не идет, предполагаются по-настоящему массовые столкновения народов.

Нет сомнений: в «Цивилизации 5» мы увидим результаты всех экспериментов. Это капитальный ремонт, а не косметический. На фоне резких изменений даже теряются небольшие, но приятные изменения:

  • Реалистичный и разнообразный пейзаж даже на случайных картах.
  • Новый искусственный интеллект, отдельно «думающий» на разных уровнях от тактического до глобально-стратегического.
  • Наполовину случайный характер правителей под управлением ИИ: если рядом с вами окажется Наполеон, еще не факт, что он решит вести войну. Хотя вероятность будет по-прежнему высокой.
  • Новый изящный интерфейс, близкий к принципам The Sims 3.
  • Свежий подход к дорогам, который заставит делать узкие шоссе, а не покрывать однородной сетью весь континент.
  • Улучшенные инструменты для любителей, расширяющих игру.
  • Централизованный обмен рейтингами и сценариями через интернет.

Мы надеемся: Если уж разработчики сделали удобное управление Civilization Revolution на основе геймпада, то и дружелюбно-познавательный интерфейс «Цивилизации» для персоналок им по плечу.

Мы сомневаемся: Интернет — не панацея от провала. Мы помним неудачи The Sims Online или Cities Online, так что расчет на сетевой режим ничего не гарантирует. А стоило ли в ином случае перекраивать все принципы?

Александр Яковенко, «Лучшие Компьютерные Игры» №5’2010

Реклама

комментариев 8 to “Превью Civilization V в журнале «Лучшие компьютерные игры»”

  1. Штурман Says:

    Полагаю, это лучшее превью на сегодняшний день. И не только среди русскоязычных.

    Во всех остальных обзорах просто перечисление нововведений с эмоциональными оценками разной степени интересности, плюс небольшой экскурс в историю (опционально). А здесь есть стержневая идея, на которую один за другим нанизываются факты.

    Приятно было почитать такую статью.

  2. basarabcik Says:

    Прикольная игра будет, жаль что мой комп не потянет 😦

  3. Mechael Says:

    А кто знает где можно почитать что то интересное про Civilization Network?

  4. NeverMind Says:

    Mechael, про CivNetwork вся информация (а ее очень мало) есть на странице игры в Facebook http://www.facebook.com/civnetwork

    Других интересных источников по этой игре не встречал.

  5. Mechael Says:

    Угу вчера зарегился почитал, ничего особо не понял 🙂

  6. MitrandirGM Says:

    Уже вроде море статей прочитал и попереводил, а новую инфу и здесь почерпнул.

  7. Timuchin Says:

    По мне так стоило добавить по больше наук аримий и увеличить продолжительность игры !!! А не переделовать игру из под основания! Стоило добавить начальное развите от пещер и заканчивая космосом !!!!

  8. NeverMind Says:

    Timuchin, так это давно сделано в куче модов для Civ4. Делать ради этого новую игру серии было бы странно.


Обсуждение закрыто.