Превью Civilization 5 в «Игромании»

В свежих номерах журналов Игромания (Март 2010) и Игромания Лайт (№5’2010) опубликовано одно из первых превью Цивилизации 5 на русском языке. Ниже вы можете ознакомиться с полным текстом этого материала.

Война и мир

Firaxis анонсировала новую, пятую часть «Цивилизации», которая должна выйти осенью этого года. С измененной картой (она теперь побита на гексы) и пересмотренными боевой и дипломатической системами. Мы отправились в штаб-квартиру Сида Мейера, чтобы узнать, как сегодня выглядит главная глобальная стратегия в мире…

Пушкин в свое время частным порядком реформировал русский язык, подняв его до уровня перворангового европейского наречия. Ту же штуку проделал Сид Мейер с компьютерными играми, подняв с помощью «Цивилизации» примитивные приключения трех пикселей до уровня комплексной глобальной стратегии.

Именно «Цивилизация» задавала и задает моду в стратегическом жанре: серия спокойно пережила повальное увлечение RTS, всеобщий переход в 3D, бешеную популярность шутеров — и, думается, переживет даже ядерную войну. Знакомство с «Цивилизацией» является обязательным для формирования хорошего игрового вкуса, это минимальный культурный багаж, наша игровая классика, не теряющая популярности вот уже 18 лет. Анонс каждой новой серии до недавнего времени был событием ожидаемым — Firaxis обновляли интерфейс, кое-где переиначивали баланс и прикручивали поддержку все более высоких разрешений.

Так было до того момента, пока «Цивилизации» не пришлось столкнуться с вещами куда более сложными, чем мода на Gears of War. Sid Meier’s Civilization Revolution вышла на всех известных науке платформах (включая Nintendo DS и iPhone/iPod Touch). А это подразумевало серьезный пересмотр таких базовых вещей, как, например, управление и интерфейс. Поэтому, когда 2K Games любезно пригласили нас на премьеру Civilization V, сердце от волнения пропустило пару ударов — великую серию явно ждут перемены. Как выяснилось — к лучшему.


Шестиугольный тиран

Трудно, конечно, поверить, что родная Цивилизация теперь порезана на ровные шестиугольники вместо привычных квадратов

Первое, что бросается в глаза в новой «Цивилизации», — гексы. Со времен сотворения мира во всех играх серии игровое поле делилось на квадраты (позволявшие, заметим, получать бонусы за счет диагонального передвижения). В пятой части квадраты упразднили, введя вместо них шестиугольники. Предполагается, что с гексами игровая карта будет выглядеть естественней, на это же работает новый генератор ландшафтов, аккуратно сливая границы изменения климатических зон. Кроме того, гексы обеспечивают море новых тактических возможностей, значительно усложняя ведение боя. Нам придется тщательнее продумывать передвижение войск, ожидать ударов с разных сторон и заниматься массой вещей, в принципе невозможных на квадратной карте. Фактически в «Цивилизацию» придется учиться играть заново.

Удар номер два — отмена системы стакинга (это когда в одну клетку игрового поля набивалось несколько десятков юнитов, после чего они огромной ордой обрушивались на опешившего противника). Теперь все строго: один гекс — один юнит (правда, кроме одного военного, в ячейке может одновременно стоять еще один рабочий и одно специальное подразделение). Firaxis добавляют к этому дистанционный бой — лучники отныне стреляют через клетку, совсем как катапульты или артиллерия. Получается совершенно новая, пугающая боевая система: нам предстоит организовывать сплошные фронты через всю карту, перемещать мобильные группы артиллерии для организации «огненного вихря» и не подпускать врагов к городам — там теперь тоже прячется всего лишь по одному юниту.

Возрастет роль тактической и стратегической авиации, способной поддержать войска на расстоянии. По сути, любимой многими болванами тактике «собрать армаду танков, а там сам черт не брат» пришел конец. Думайте, копите силы, развивайте все виды войск, включая флот (корабли, как и раньше, способны обстреливать береговые районы). Морской бой Firaxis тоже грозятся переделать, но как именно — пока неизвестно.

Еще один важный момент относительно боевой системы — она категорически не допускает знаменитой ситуации «мужик с каменным топором нападает на подразделение мотопехоты». Войска с огнестрельным оружием будут без жалости расстреливать мужичье еще на дальних подступах.

Дипломатические отношения

Отто фон Бисмарк

Блики на бисмарковской лысине будут теперь обсчитываться с помощью DirectX 11

Не факт, впрочем, что мы вообще захотим воевать. Firaxis радикально переработали систему дипломатии — теперь, в частности, AI активнее реагирует на воинственные нации. Устроив пару войн, можно с удивлением обнаружить, что против вас сплотилась значительная часть оставшихся на карте народов и быть локальным Гитлером (или Сталиным) весело, но довольно сложно. Куда легче заключить с соседями договор о совместных исследованиях — в перспективе научное сотрудничество может принести больше бонусов, чем прямая оккупация партнерской державы.

Еще одна приятная добавка — появление городов-государств (вспомните Древнюю Грецию или итальянскую Пентархию — без истории здесь никуда), пытающихся выжить рядом с безумными сверхдержавами. При желании можно захватить какой-нибудь вольный Данциг или Краков и получить еще один город в своем государстве. Но куда интереснее заключить с мелкотой партнерское соглашение — это откроет дополнительный источник золота и научных разработок в обмен на защиту. Выгоды от такой дипломатической игры тоже будет в разы больше, чем от покорения соседа. Civilization V вообще пытается приучить игрока к тонким дипломатическим ходам и шулерской игре в международном казино — помимо прочего, разрешено размещать на своей территории чужие войска, заключив соответствующее соглашение.

Доктрина шока

Благодаря пересмотру баланса мы не сможем порадовать себя эпической картиной 'бушмены против танка'

Территориальная система также изменилась — границы растут медленно и не зависят от культуры (их рост можно ускорить, вложив в расширение державы золото, но его, как всегда, мало). Так что придется тщательно выбирать, где разместить новый город, и учитывать, попадут ли в черту его влияния ценные ресурсы (или до них быстрее доберется враг).

Аналогичным образом действует компьютерный противник — у ваших железных друзей появился огромный набор заранее определенных стратегий. Обнаружив, что вокруг много ничейной богатой земли, компьютер может перейти к быстрой экспансии, начав расширять границы как сумасшедший. Увидев же, что все вокруг застроено, железный император сосредоточится на интенсивном внутреннем развитии и будет вкладываться в собственные города.

Тем более что именно в городах теперь сосредоточена вся наука — очки прогресса добавляет наличие определенных групп населения, а за золото, как раньше, открытий не купишь. Так что если, подобно коммунистам, отправить всю интеллигенцию в ГУЛАГ, строить какой-нибудь Беломорканал, то техническое развитие страны тут же остановится.

С другой стороны, возможно, нам, позволят включить особо злую социальную политику. Это новая система бонусов (и негативных эффектов), которые приобретаются за накопленную «культуру» (не пили алкогольный коктейль «Ягуар» и не плевали под ноги — получите «Мобилизацию экономики» или, например, «Национал-шовинизм»). Система социальной политики отдаленно напоминает дерево талантов из World of Warcraft или, если угодно, доктрины из Company of Heroes. Мирная народность, сосредоточенная на строительстве оперных театров и обучении ансамблей балалаечников, сможет существенно обогнать по внутреннему устройству вечно воюющую империю. В противовес социальным сложностям, из игры совсем убрали религию, лишив прогрессивную общественность приятной возможности объявить джихад Швейцарии.

Сахарный Кремль

Пока прелести новой технологии заметны разве что благодаря без дураков выдающемуся ландшафту

Продюсеры обещают, что лидеры наций будут вести себя куда живее. Вместо воскового портрета — ростовая кукла, размахивающая руками, дрыгающая ногами и бранящаяся на родном языке. Также сообщается, что лидеры обучены адекватно реагировать словами и жестами на наши действия: объявив войну России, можно в ответ получить путинское «мочить в сортире» и какую-нибудь особо неприличную дулю (или даже хрущевским ботинком по лбу). Не менее важный момент — все императоры, президенты и кайзеры действуют адекватно своим реальным прототипам. От Гитлера стоит ждать воинственности, от Ганди — мирного развития, а от председателя Мао — жесткой экспансии за счет большого населения. Причем в начале каждой игры характеристики вождей народов несколько изменяются, чтобы вы не заскучали от их предсказуемости.

Также обещаны значительные изменения в интерфейсе — новая система оповещения о требующих внимания событиях, эргономичное размещение кнопок (самые важные всегда на виду, менее важные спрятаны в глубине) и стилизация органов управления под ар-деко (интересно, как это будет смотреться в каменном веке или, скажем, Средневековье).

Большое внимание уделено пользовательским модам (мы до сих пор помним и любим мод, который превращал Civilization III в глобальную стратегию про Warhammer 40 000) — вплоть до встроенного браузера, позволяющего простматривать и загружать модификации прямо из игры. Также из внутреннего браузера можно зайти на фанатский сайт и поругаться на форуме с какими-нибудь фермерами из Техаса, не отвлекая от строительства Четвертого рейха.

И наконец, графика. Новый графический движок поддерживает DirectX 11 — таким образом консервативная пошаговая стратегия неожиданно оказалась в авангарде технологического прогресса. Кроме того, для большей производительности обещана поддержка мультиядерных процессоров, что позволит покорять мир без тормозов и залипаний.

* * * * * * * * * * * *

Приятно видеть, что 2K Games и Firaxis не делают резких телодвижений, не пытаются сделать «Цивилизацию» доступней, моднее, проще. Наоборот, переход на гексы видится символичным шагом: шестиугольники сегодня в почете у очень специфических игроков, массы их не очень понимают. Есть ли место для «Цивилизации» в мире «Твиттера», высоких скоростей и клипового сознания — станет ясно уже в этом году.

Егор Просвирин, Илья Янович
Игромания №3’2010

* * * * * * * * * * * *

В дополнение к этому превью Игромания опубликовала краткую историю развития серии — «Круги цивилизации», с которой также можно ознакомиться на нашем сайте.

Реклама
Опубликовано в Civilization 5, Превью. Leave a Comment »